Владимир Путин провёл встречу с председателем правления ПАО «Интер РАО» Борисом Ковальчуком

Обсуждались итоги работы энергетической компании за 2023 год по ключевым направлениям, в частности инжинирингу, генерации и энергосбыту, энергомашиностроению и инвестициям. Б.Ковальчук также доложил Президенту о планах холдинга на предстоящую перспективу.

В.Путин: Борис Юрьевич, у вас одна из самых крупных энергетических компаний. Посмотрел результаты работы за прошлый год – они очень впечатляют, я бы сказал: и рост выработки электроэнергии, и рост численности персонала. Чистая прибыль – 135 миллиардов?

Б.Ковальчук: Да, абсолютно точно.

В.Путин: Как Вы сами оцениваете работу за 2023 год?

Б.Ковальчук: Владимир Владимирович, спасибо большое за оценку. Это работа всего большого коллектива группы. Я подведу короткие итоги прошедшего года.

Мы традиционно сравниваем нашу деятельность с 2009 годом – это год, когда Вы подписали поручение о консолидации целого ряда активов на базе группы «Интер РАО». Это, собственно, дало старт развитию компании в её нынешнем виде.

Выручка с 2009 по 2023 год увеличились с 68 миллиардов до одного триллиона 350 миллиардов. Операционная доходность – это термин, которым мы заменяем EBITDA, – выросла с 11 миллиардов до 180 миллиардов. И чистая прибыль, как Вы отметили, вместо убытков 2009-го составила 135 миллиардов рублей.

Что важно? Помимо всего прочего у нас создана большая финансовая подушка. Компания не имеет долгов и имеет серьёзный запас средств на счетах. На сегодняшний момент мы начинаем активный период инвестиций. На 2024-й они запланированы в размере порядка 160 миллиардов рублей.

Владимир Владимирович, у нас рекордные показатели и по выручке, и по прибыли, а по операционной доходности мы остались на уровне 2022 года, и я хотел объяснить почему.

Дело в том, что до мая 2022 года мы поставляли электроэнергию в страны Запада, и цены тогда, Вы помните, какие были. За пять месяцев до момента окончания мы заработали 28,8 миллиарда рублей. Соответственно, в 2023 году этих денег уже не было, и мы должны были, по сути, снижать показатели на эту сумму.

Но благодаря тому, что в 2020 году Вы обратили наше внимание на важность развития инжиниринговых подразделений, мы вошли в соответствующий бизнес. Хотел сказать, что инжиниринговые и IT-бизнес-группы дали по итогам 2023 года операционную доходность на уровне 23,5 миллиарда рублей. То есть мы, по сути, этим бизнесом закрыли рекордные выпадающие [доходы], которые были от экспорта.

Остановлюсь на ключевых направлениях. Начну с инжиниринга и IT. Группе принадлежит крупнейший холдинг в области строительных работ с общей выручкой порядка 100 миллиардов рублей и портфелем заказов более 100 миллиардов рублей. Ключевыми нашими партнёрами и заказчиками являются компании «ФСК – Россети», непосредственно «Интер РАО», а также предприятия жилищно-коммунального комплекса Санкт-Петербурга – ГУП «ТЭК» и ГУП «Водоканал».

Отмечу, что затраты на покупку инжиниринговых компаний в 37 миллиардов за прошлый год дали доходы на 20,5 миллиарда рублей. То есть за год больше половины денег вернулось. А за два с половиной года с момента покупки инжинирингового и IT-бизнеса, на что мы потратили 47 миллиардов, общая доходность составила более 50 миллиардов рублей. То есть мы, несмотря на все сложности и с процентными ставками, и с ростом стоимости оборудования, за два с половиной года окупили этот бизнес. Для сравнения: окупаемость базовых проектов генерации составляет от 12 до 15 лет. Мы будем развивать дальше эти компетенции.

Второй ключевой аспект нашей деятельности, важнейший – это генерация. Остановлюсь здесь на инвестиционной деятельности. С 2009 по 2024 год группа построила 10 400 мегаватт новых мощностей, вложила в это сумму порядка 650 миллиардов без НДС. Также мы являемся активным участником Вашей программы по модернизации. Общий объём выигранных нами тендеров составляет более 10 000 мегаватт, и инвестиции составят порядка 185 миллиардов рублей без НДС.

Владимир Владимирович, важнейший для нас проект – это проект строительства Новоленской ТЭС в Республике Саха (Якутия), которую мы должны завершить в 2028 году с общими инвестициями порядка 257 миллиардов. Он предусматривает создание полного энергетического кластера, включающего разработку газового месторождения, установку КПГ [комплексной подготовки газа]. 200 километров газовой трубы будет проложено, построена станция в городе Ленске, 550 мегаватт. Общая протяжённость линии электропередачи, которую мы проложим, составит порядка тысячи километров в одноцепном исполнении.

Нашим партнёром здесь является компания «Алроса», с газодобывающих месторождений которой мы и будем поставлять газ. Это действительно уникальный, сложнейший проект, который мы уже начали и рассчитываем завершить его в срок.

И также другой важный проект на 90 миллиардов – это строительство инновационной парогазовой станции в Каширском районе Подмосковья. Мы его тоже должны завершить в рамках тех поручений, которые были по развитию газотурбинного машиностроения.

Владимир Владимирович, третий наш важнейший аспект – это энергосбытовая деятельность. Мы являемся компанией номер один в этом направлении. Хотел Вас поблагодарить за те поручения, которые Вы дали, по установлению эталонного принципа тарифообразования, где всё устанавливается по формуле, имеет наименьшее количество различных колебаний в ту или иную сторону.

Это привело к тому, что прекратились банкротства крупных сбытовых холдингов, – Вы в своё время обращали на это внимание энергетиков. Теперь этого нет либо это носит небольшой исключительный характер, хотя я не смогу вспомнить, когда последний раз были проблемы. И долги на оптовом рынке электроэнергии больше не растут – их просто нет.

Здесь бы обратил внимание ещё на одно Ваше поручение, связанное с созданием единых информационных расчётных центров в регионах. Мы создали целый ряд: три крупнейших – Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область. Сделали это совместно с региональными властями, это большая совместная работа.

Я приведу результат работы одного из них. В Московской области с 2019 по 2023 год мы смогли повысить, благодаря работе нашего центра, собираемость платежей в ЖКХ – здесь электроэнергия, газ, вода, все коммунальные услуги – с 91,1 процента до 97,6 процента, то есть на 6,5 процента. Это вроде бы немного, но что это дало?

При выручке в 250 миллиардов это дало 15 миллиардов дополнительно пришедших в ЖКХ. Владимир Владимирович, это не бюджетные были деньги и не рост тарифов дополнительный. Это были деньги, которые оседали у посредников либо уходили в непонятные места. Работа подобных инфраструктурных организаций приводит к появлению дополнительных источников, благодаря чему Московская область начала решать застарелые проблемы, связанные с долгами. Поэтому считаем это достаточно неплохим результатом нашей деятельности.

Четвёртый аспект, важнейший тоже для нас, – это энергомашиностроение. За последние два года, когда мы этим занялись активно, мы приобрели целый ряд заводов. Это Уральский турбинный завод – ведущий производитель паровых турбин, это два трансформаторных завода – «Воронежский трансформатор» и СМТТ, находящийся в Петербурге. Один производит трансформаторы до 330 киловольт, второй – до 500 киловольт. И это компания СТГТ – это производитель ключевых компонентов газовых турбин и компания, в нынешнее время осуществляющая важнейшую работу по сервису газотурбинного оборудования, что особенно важно с учётом наличия пока у нас парка зарубежных машин.

Приведу результаты. Выручку за год мы увеличили на 43 процента по этим видам деятельности, и она составила 23,4 миллиарда рублей. Для энергомашиностроения это много. А доходы и прибыль мы увеличили в два раза. Поэтому мы провели работу как с точки зрения роста объёма заказов, так и с точки зрения повышения операционной эффективности.

И нами запланированы инвестиции, уже одобренные компанией на ближайшие годы, – 13 миллиардов рублей на обновление станочного парка и создание производств, которые будут производить те типы комплектующих и оборудования, которые мы пока вынуждены закупать за рубежом.

Это инфраструктурные проекты, которые введены.

И завершающий аспект нашей деятельности – это международная деятельность, экспортно-импортные операции. В этом году мы поставили порядка 10,5…

В.Путин: У нас объекты энергетики за границей есть?

Б.Ковальчук: Да, Владимир Владимирович, тоже есть. Это один из аспектов – мы работаем в целом ряде стран по достижению договорённостей о строительстве новых объектов. Но у нас есть в ряде стран и существующие объекты, которые находятся в нашей собственности или в управлении. Поэтому они работают, там тоже всё нормально, сложностей нет.

По экспорту: порядка 10,5 миллиарда киловатт-часов мы экспортируем, по ряду стран достигнуты исторические рекорды. Мы эту работу ведём, замещаем поставки, которые мы осуществляли в недружественные страны, поставками тем, кто действительно хочет брать электроэнергию. Открыты новые рынки. Для сравнения: с 2018 по 2023 год поставки не в страны Евросоюза мы увеличили в два раза. Будем продолжать этим и дальше заниматься.

В завершение, Владимир Владимирович, хотел сказать, что у нас потребление в стране растёт, и, как Вы говорили, если растёт потребление, растёт и экономика. В России за последние три года на 8,4 [процента] выросло потребление. Поскольку мы мониторим ситуацию в западных странах, то в целом ряде государств по итогам 2023 года зафиксировано снижение на 15–20 процентов.

Надо понимать, что это не за счёт энергосбережения, – эти ресурсы уже давно выбраны, – это реальный спад в экономике и это объективные цифры, которые мы видим во всех отчётах. С точки зрения цены западной электроэнергии я, наверное, воздержусь [от комментариев], потому что все всё знают, что у них происходило и происходит.

А в Российской Федерации за последние три года стоимость одноставочной электроэнергии, рыночная цена с точки зрения выработки отстала от инфляции более чем на 12 процентов. Поэтому мы всегда говорим, что электроэнергетика является одним из факторов сдерживания инфляции, поскольку от неё отстаёт.

В.Путин: Вы сейчас сказали, что все знают, что происходило у наших западных партнёров. Что же там происходило? Повторите ещё раз.

Б.Ковальчук: Владимир Владимирович, во-первых, происходило то, что доля угольной генерации в целом ряде стран превышала в несколько раз долю угольной выработки в России, хотя коллеги говорили, что они стремятся к экологической экономике и борются с выбросами СО2, а цены достигали 1000 евро за мегаватт-час, в России это 25–26 евро. Вот что происходило.

Кстати, происходит и до сих пор. В Финляндии несколько недель назад цена дошла опять до 900 евро за мегаватт-час, в России – 25. Были приняты, например, финнами – это наш традиционный рынок – соответствующие решения, и привело это к тому, что те резервы, которые раньше брались у нас с Северо-Западной ТЭЦ, из энергосистемы Российской Федерации, теперь отсутствуют. Когда нет ветра и встаёт один из блоков их атомной станции «Олкилуото», – которую они, по-моему, лет 15 строили и не могли построить, и до сих пор она то работает, то не работает, – это приводит к серьёзнейшему дефициту и резкому росту цен.

Вот что у них происходит. Ситуация носит повсеместный характер.

В.Путин: Угольная генерация и в Центральной Европе выросла.

Б.Ковальчук: В Германии, да, тоже был скачок, потому что нечем было вырабатывать электроэнергию. Поэтому мы оцениваем ситуацию в их энергетике как крайне негативную. У нас есть цифры по потреблению: с 2021 по 2023 год в среднем снижение порядка 13 процентов. В Италии – девять, в Германии – 12, во Франции – 16, в Великобритания – 22 процента снижение. Видны сложности.

У нас уверенный рост. В том числе исходя из этого объявляются дополнительные конкурсы и в Сибири, и на юге по строительству новой генерации.

В.Путин: Спасибо.

38 просмотров